tananta (tananta) wrote,
tananta
tananta

Categories:

Александро-Ошевенский монастырь

Один из трех монастырей, которые пользуются наибольшим почитанием по всему Каргополью, Адександро-Ошевенский. В него мы заезжали во второй день наших поездок.

И вот тут хотелось бы сделать некоторое отступление. Север – это то место, где очень сильно переплетаются народные поверья и религия. И Ошевенск также богат почитаемыми местами, растянутыми по всему протяжению села – больше 7 километров. Там есть церковь, три часовни (по описанию в сети одна – разорена), а также как минимум пять почитаемых в народе мест: в Колотовке — на месте, где р. Халуй уходит под землю, — стоят три обетных креста под навесом; за д. Большой Халуй, в поле, на месте, называемом зарод — несколько крестов под почитаемыми елями; напротив Колотовки, на другом берегу реки—один обетный крест; недалеко от д. Ширяиха, в роще —маленькое озерцо, рядом с которым камень-следовик и два обетных креста — весь комплекс называется Валдово, по рассказам местных жителей, там раньше была часовня; наконец, комплекс в роще напротив монастыря (это место почиталось еще в дохристианские времена).
Можно ли посетить все эти места зимой? – поскольку мы про них даже и не знали, то вопроса такого не возникало. Но, скорее всего, они достижимы или на лыжах, или же в летнее время. Мы же на автобусе останавливались только около камня-следовика.

Photobucket

При этом камни связывают именно с Александром Ошевенским. Если верить описаниям некоторых сайтов, то Александровские святыни отличаются тем, что к ним – ходят. Не ездят на автобусе, а именно ходят. Пешком. Есть предположение, что во времена Крестных ходов, которые ранее (до закрытия монастыря в 1928 (?) году) совершались ежегодно, они были одним из мест, куда заходили по дороге. По описанием само хождение важно как элемент религиозной практики. Так что наш приезд туда на автобусе – не катит.
К камням-следовикам ходят за исцелением. Главным образом при болезнях ног…

Алексей (в миру) Ошевенский родился 17 марта 1427 г. в д. Никифоровой Белозерского края в семье «земледельцев» Никифора по прозвищу Ошевень и его жены Фотинии. Алексей — такое имя дали ему — был младшим сыном в этой многодетной семье. Его рождению предшествовало чудо: родители часто молились Богородице о рождении сына, который стал бы для них утешением на старости лет, и молитва их была услышана. Когда Фотиния находилась в Кирилло-Белозерской обители, ей явилась в видении Богородица вместе с Кириллом Белозерским и предвозвестила рождение святого.

Уже в отрочестве Алексей подражал инокам: проводил ночи в молитве, соблюдал строгий пост, читал божественные книги. А когда ему исполнилось 18 лет и родители захотели «браку законному причтати его», испросил у родителей разрешение сходить в Кирилло-Белозерский монастырь на богомолье. Из монастыря Алексей послал своим родителям письмо, в котором просил у них позволения еще на некоторое время остаться в обители. Здесь покоились мощи его небесного покровителя, и здесь он решил принять постриг. Через 6 лет, в 1452 г., Алексей стал иноком, «и нарекоша имя ему Александр, бысть же возрастом тогда 25 лет».
Однако расстаться с родными Александру было не суждено.

Вскоре после ухода сына в монастырь Никифор Ошевень со всей семьей вынужден был переселиться «от насилия земных властей» сперва в Каргополь, а затем в Волосово в 30 верстах от Каргополя. «И обрете место лесно над рекою Чюрыогою, отстояще от тоя веси поприщ пятьиадесять, и возлюби е. И шед в Великий Новъград, испроси грамоту у посадскаго болярииа Ивана и его детей. И тако ту преселися, и прозвася та весь и доныне слобода Ошевнева».

Сюда, в Ошевенскую слободу, и пришел однажды инок Александр навестить родителей. Получив их благословение, он собирался вернуться в обитель, но престарелые родители не в силах были снова расстаться с сыном. Никифор «начат увещавати» Александра не покидать их и устроить монастырь рядом со слободой, на другом берегу реки Чурьеги. Александр внял этим мольбам, поскольку и сам хотел поискать в этих краях места для подвигов безмолвия. Вместе со своим старшим братом он отправился «на обону страну реки и обходивше многа места. И приидоша на некое место, Богом наставляеми, угодно бе к монастырскому зданию, около же его блата и дебри. И сие возлюби преподобный Александр и постави крест». Александр дал обет построить на этом месте храм во имя Николая Чудотворца и поселиться здесь навеки.

Так в 1460-е годы возник самый «нарочитый» в Каргопольском крае Александро-Ошевенский монастырь.


Photobucket


Photobucket

Photobucket

Photobucket

Через некоторое время после переселения Александра умерли его родители. Когда преподобный совершил обряд пострижения над своими племянниками Никоном и Петром, брат Александра Амвросий, отец Никона, пришел в ярость, «хотя преподобному спону сотворити и на преподобиаго изрече многая досадительныя глаголы». Вскоре и сами племянники, не выдержав тягот иноческой жизни, удалились из монастыря. Все эти неурядицы подорвали здоровье Александра, и он тяжело заболел. И хотя Кирилл Белозерский, явившись Александру в видении, обещал ему исцеление, святой уже чувствовал приближение своей скорой смерти. Преставился Александр 20 апреля 1479 г. в возрасте 52 лет. Похоронили его но правую сторону алтаря в возведенной им Никольской церкви.

Photobucket

Photobucket

После кончины Александра в течение 8 лет в монастыре происходили различные нестроения, предсказанные самим святым. Пришлые иноки стали уносить из монастыря «ин от книг, а ин от риз церковных, другий же от одежд и обувеиия». Монастырь опустел, в нем осталось только 5 пожилых монахов. Крестьяне, видя такое разорение обители, начали «угодия монастырьская осваивати и к своим угодиям присовокупляти».

Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII веках горели церкви, роптали монахи.

В 1834 году возведён существующий ныне надвратный Никольский храм.

Перед революцией монастырь имел довольно развитое хозяйство: скот, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел.

В 1928 году обитель прекратила существование.

Photobucket

Внутри церкви мы побывали. От посещения монастыря, ровно как и церкви осталось странное впечатление. И не экскурсия, и не паломнический визит, и даже не просто заход внутрь. Так и не поняла, был ли наш приход, да и вообще визиты туда туристических групп как-то согласованы с единственным монахом, который сейчас там проживает. Впрочем, следы каких-то работ имеются. Машина внутри, ходящие рабочие, наличие стройматериалов. Какие-то следы работ имеются …
Можно ли там было снимать, так и не поняла. Вроде бы никто не запрещал, хотя и не разрешал. Поскольку сама в церквях стараюсь не снимать, даже не расчехляла фотоаппарат и там, хотя сейчас немного об этом жалею. Была там одна икона, которую бы стоило заснять ... Впрочем, с монахом один из участников группы пообщался. Я так поняла, что тот не сильно был доволен нашими любопытными носами во всех возможных дырках.

В церкви интересной показалась икона. После дополнительных нудных вопросов рассказали, это действительно икона Александра Ошевенского, где помимо него изображен монастырь. Как нам сказали, что поскольку он каменный, то изображение скорее всего сделано в XVII в.

Эта фотка взята в Википедии, но икона, которая в церкви, несколько отличается от той, что изображена тут.



Сам же монастырь в настоящее время достаточно сильно разрушен. Стены нет. Сохранились только ее отдельные фрагменты. Есть остатки двухэтажной Успенской церкви (1707 г.), примыкающей к пей с западной стороны колокольни и некоторых других построек XVIII—XIX вв.
И, как я уже упоминала, что вера и поверья на севере переплетены очень сильно. В сети встречала несколько упоминаний, что место монастыря … ну, скажем так, там местные жители не очень рекомендуют ночевать. Предрассудки, конечно. Но с учетом того, что там все рушится, то ночью вероятность несчастного случая больше, может доля здравого смысла в этом и есть.

Photobucket

Народная молва и народное почитание хранит как чудеса, так проклятия Святого, с чем связаны легенды окрестных деревень.

Одно проклятие было высказано по пути к месту назначения: жителям села, мимо которого он проходил и которые не пустили его ночевать/передохнуть/не накормили, не дали построить монастырь, св. Александр пообещал, что они будут жить ни серо, ни бело, после чего те согласно замечаниям информантов, так и живут (то есть не могут жить ладно, хорошо, богато): «Он шёл, он хотел там строить монастырь ставить, и ево в Поздышево чё-то, говорят, прогонили. Он и говорит: Ну и живите ни серо, пи бело! —вот они всю жизнь и жили не серо и не бело, не богато, но и не бедно. Вот так и жили».

Второе исполнившееся проклятие было адресовано жителям самого Ошевенска, точнее одной из деревень, входящих в него — Халуй (в настоящее время различается Большой и Малый Халуй, но легенда, как правило, не уточняет таких деталей): «Шёл Александр Ошевенский — такой святой есть — вот и сказал, што там —я забыла чего — часовню просил поставить в том месте, но они не поставили, эти люди, так он и сказал: «Живите у воды, но без воды”.— и вот в том месте, где этот след, тут вот река — такая называется — Чурила [имеется в виду р. Чурьега, но в действительности под землю уходит ее приток, р. Халуй] Она уходит под землю, и там вот через километр, через полтора она выходит из-под земли. И вот берега есть, и так ивняк растет, но реки, воды. нету—она течёт под землёй, под землю уходит там... Вот потом уже после этого там монастырь построили».

А в с.Лядины рассказывают по поводу якобы некогда существовавшего там озера: «По легенде-то, вот это озеро — рыбаки рыбачили, ну, шли богомольцы говорят: «Дайте рыбы нам». Они говорят: «Мало попало, идите, вас тут много ходит». Но они говорят: «Ваше озеро высохнет», — вот и стало сохнуть, то и легенда: пожалели рыбы – все» .

Photobucket

ЗЫ: и все же в те края надо бы еще разок попасть. Летом. На машине. Малой группой …

При подготовке текста использованы материалы сайтов:

http://www.ethnolinguistica-slavica.org/index.php?option=com_content&view=article&id=36:2009-10-08-17-26-36&catid=4:2008-12-13-17-04-25&Itemid=3

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE-%D0%9E%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

http://www.countrysite.spb.ru/Library/Ochev.htm

http://grandculture.ru/monastyri-rossii/aleksandro-oshevenskiy-monastyr/
Tags: Каргополь, фото_3
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments