tananta (tananta) wrote,
tananta
tananta

Categories:

КА Русский ГОрод При Онеге ЛЬежащий (с)

Легенда – это живое предание, почти всегда более правдивое, нежели то, что мы называем историей … (Огюстен Тьерри)

Поскольку читать я не умею и не люблю, оказавшиеся в последний день среди сувенирных покупок книги, можно назвать маленьким чудом.
Пролистав огромный купленный альбом по традиционному поморскому костюму, вдруг обнаружила, что мой сарафан, сшитый во времена царя Гороха из остатков ткани для какого-то выступления и абсолютно без претензий, оказался самым настоящим традиционным. Теперь даже знаю, какой традиции. Бывает.
И купленная из-за картинок на обложке книжка с рассказами и побасенками о Каргополе, вдруг оказалась на удивление содержательной и читабельной. Но про книгу – чуть позже.

Photobucket

В целом же отчет по поездке будет немного необычным. И оговорюсь сразу, что многие из оценок будут далеко не столь приятные, как можно было бы ожидать от описаний удивительных по своей красоте северных мест. И что-то у меня в этот раз не ложится текст стройным рассказом от и до. Это, скорее, набор впечатлений, сильно разрозненных и объединенных только темой поездки в Каргополь и окрестности.
Так что те, кто хочет просто посмотреть заснеженные северные картинки и почитать про охи и ахи по поводу дошедших до нас чудес деревянного зодчества, дождитесь следующих постов. Там это все будет.



Это мой второй визит в те края зимой. Первый состоялся в январе 2004 г. Последствия той поездки сказывались до недавнего времени... Но вот деревянные часовни, которые тогда удалось посмотреть, зацепили очень сильно.

Итак, цель нашей поездки - город Каргополь и его окрестности, достижимые на автобусе.

К сожалению, обзорной экскурсии у нас заказано не было. Так и не поняла, сами ли мы слишком умные, или так и планировалось. И отсутствие экскурсий в музеях объяснимо – мы их не заказывали. Но тем не менее очень интересный рассказ про куклы мы все же получили. Тетя-смотритель зала рассказала практически по каждой кукле и по тем традициям, про которые знала сама. И не менее интересный рассказ прослушали в том же музее, по традиционному костюму. Хотя лично я там ждала несколько большего в плане комментария узоров, деталей и особенностей костюмов, одеваемый при разных жизненных событиях. И есть вопрос, который для меня так и остался открытым: возрастные изменения костюмов. Это я про то, что если переход девушка-женщина вполне понятен, и смена одежды с рождением детей тоже очевидна, как и вдовья одежда. Но вот момент, когда женщина меняет одежду с костюма молодой женщины на … уже не молодой женщины и женщины в возрасте для меня пока так и остался загадкой. Даже на выставках костюмов пожилых людей возрастных градаций как-то не акцентируется. Но это вопрос не к этой поездке, а вообще.

Название города и его герб

И вот тут вот хотелось бы вспомнить про одну из книг, которые я купила. Это книга человека, в доме которого жила наша основная группа. Вот знать бы раньше, а то мало того, что купила книжку в последнее утро, так на фото автора только дома в Москве взглянула. Вот всегда так! Надеюсь, что он на меня не обидится, если я выложу немного текста из его книги. Маленький-маленький кусочек …

Вот собрались Медведь, Ворона и Баран.
До оскорблений спор дошел, обид и ран
У них о том, кто Каргополю имя дал,
И каждый на себя честь эту брал. <…>

Медведь продолжил: - В споре краток буду.
По-фински я «Кархун пуоли» - не забуду,
Что просто означает тут Медвежья сторона.
Знать, видно, правда здесь моя одна! <…>

Прошла минута так, иль две – не больше,
Все ж не могла Ворона потерпеть подольше
И осторожно речь продолжила она,
Чтобы успеть все выложить сполна:
- Вот, что поведала давно пробабушка моя,
Вся правда в сказанном, уверена тут я.
Великий Князь, свершив на чудь поход удачно,
Обратно путь держал сторонкой нашей однозначно.
С великою победой путь домой державши,
Ступил на Оно поле Князь совсем уставши,
Окинув удивленно взором поле с вороньем:
«На оном месте учредим свой Стол и отдохнем!» -
Сказав: Что надо в эту честь названье дать полю!
В ответ услышал: «Кар!» лишь «Карг – по полю».
Так в старину и зародилось наше Каргополье,
Где ветру, воронью сейчас привольно.

<…>

- Да, овцы целы, а не наш святой Баран!
В герб города попал он, может, из-за ран?
- Нет, что вы, чем же я святой?
Сей знак «агнца», само собой,
За верность ратную, неробкую в бою,
Я каргопольским воинам даю –
Как дал сей знак московский царь,
Руси великой и могучей государь.

- А бают, что распяли в поле над огнем
Его и жарили зачем-то, жгли живьем,
Ведь герб: баран, лежащий на березовом огне!
Такую участь не захочешь в страшном сне.
На синем фоне, значит, в ясный день тогда
Он выступал и как бы принял роль Христа!
Да. Город христианским центром был.
Хотя в торговле солью как грешил!:
Купцы подмешивали известь в соль.
Настроено не от грехов ли храмов столь?

<…>

И, наконец, на этот шум набрел седой Старик …

<…>

И - ваша правда – Князь ступал на оном месте,
И вот добавлю Вам уже других известий:
Обратно этим полем в Русь он дальше шел,
С дружиной на ночь здесь пристанище нашел.
И встретила хлеб-солью их Карга –
Седа старуха-мать
(молва дошла быстрей, чем продвигалась рать).
За ней гурьбился весь живой тогда народ,
И даже затесался под ее ногами чей-то кот.
Поклон нижайший до земли старуха им дала:
«Поверьте, долго Русь победы весть ждала,
По древнему обычаю я жертву Богу принесла,
Чтобы на Руси испытывать нам меньше зла».
(Быть может, это было просто в год Овна,
Баран был в приношении – и в этом вся его вина?)
Взметнулся в небо синее березовый костер
И над бараном в ту минуту нож сверкнул остер …
От этого и герб у города такой –
Немного странный, не совсем простой.

<…>

Еще одно предание гласит
И на раздумья нас благословит:
В далекие былые времена
Охота на медведя шла; и чья вина
Князь северный, случилось, заблудился?
Некстати на него медведь напал, озлился,
Готов уж зверь был князя растерзать,
И неоткуда помощь больше ждать,
Явился в это время «старец некий» -
Медведь пал замертво. Навеки
Князь в память избавленья своего,
В честь случая счастливого сего,
Острог построить в Оном месте приказал,
Да имя Карго поле лично дал.

<…>

А ходят слухи, что за словом «Карга»
Стоит переселенца имя Карпа!
Скорее это выдумка самих крестьян:
В ней чувствуется шаткость и изъян.
Но более крестьяне Каргополья начудили,
Что появилась тезка города в Сибири.
Когда туда переселил их Годунов Борис,
Они и сделали для земляков сюрприз,
Курганской области районный центр и ныне носит
Названье Каргополье, а в честь чего – не спросит!

<…>
Но что случилось? Кто-то на поляну
Стремительно вбежал, давай-ка гляну.
Ба, да это же лесной Олень!

<…>

А он в ответ:
- Я тоже маху дал –
На встречу с Мишей и Вороной опоздал,
Как в годы те далекие мой прадед –
Так оплошал, что до сих пор обиды хватит,
А ведь минуло с того лет уж много,
Иль по случайности, или по воле рока,
Когда он в жертву на огонь спешил,
И видел на гербе себя, и этим жил,
Вдруг волки встали на его пути,
Никак их было стороной не обойти.
Вот так ни с чем мой дед Олень остался:
За то, что опоздал в гербе ягненок оказался!

<…>

Из леса вылетела недовольная сова:
- Уф, что за шум? Кружится голова …
А спор? – так нес могли они решить.
Тут истину искать, что жизнь прожить!
Хочу полезное сказать и я по этой теме,
Но даст ли это разрешенье всей проблемы?
Да, книги по истории, латыни нам могли
Дать описание о заселеньи сей земли,
И освоении родного северного края.
Скажу я вновь на новое предание кивая,
Опять про князя, что пришел с дружиной
Дорогой ратною, дорогой длинною.
И, кстати, звали князя просто Кар.
Вас бросило преданье повтореньем в жар?
А сему месту «Карова» пристань дал названье
Наш князь, или Каргополь – такое новое преданье.

<…>

- Ишь, шельма, - удивлялся в будке старый пес, -
Решила в свою пользу исторический вопрос,
И грозный царь теперь лесной ей не указ!
<…>
- Гав, гав, простите, не хочу вносить раздор,
Поэтому вслух говорю открыто прямо:
За что же предки славить стали бы упрямость?
В хозяйстве, и охотникам, в глуши лесной нужней
Собаки - они защита от непрошенных гостей!
Взят позже в каргопольский герб баран, или ягненок.
Не лошадь, иль медведь, и не корова, иль теленок!
Но, что ж Императрицу всей Руси взбесило?
Екатерину, что – собака в детстве укусила? .. –
Под утро, рассуждая, споря сам с собою, пес уснул,
Когда карги затих ночной разгул …

(Геннадий Панин «Побасенки с рассказами о Каргополе)


Photobucket

Наверное, здесь стоило бы перечислить все места, которые мы посетили, выложить их отдельными пунктами и рассказать, что более сохранно, а что – менее, а чего вообще уже нет. И здесь же, наверное, место восхищению деревянным зодчеством. Впрочем, все это, включая фотки, будет потом отдельными постом.

Провалившийся центральный барабан, отсутствие дорог, запустевшие деревни, где вместо тысяч жителей полтора старика на деревню …

- Да, обещали деньги. Обещали внести в список объектов Юнеско, но для этого надо церковь восстановить, чтобы было, что охранять.

Да, можно восстановить церковь, можно найти деньги спонсоров или даже всеми правдами и неправдами получить их от государства, только по увиденному так и не понятно, надо ли это хоть кому-то … Тем бабушкам и дедушкам, что живут в деревнях, так у них давно Бог в душе. Если будет церковь, они будут рады, а не будут, так они могут на бумажную иконку в Красном углу дома помолиться ...
Туристам. Это как замкнутый круг. Много туристов – плохо, место превратится в вытоптанное непоймичто, куда ехать не хочется. Мало – тоже плохо, живущим туризмом жить не на что.
Любителям и профессионалам историкам и архитекторам, которые занимаются деревянным зодчеством и севером, так их очень мало, и возможностей у них (если уж честно) еще меньше.
Всем остальным … да. Бесспорно. Была в далекие времена, когда студенты ездили на картошку такая шутка, что «картошка» - это когда сельские жители помогают горожанам убирать урожай. А не смещены ли сейчас акценты? Т.е. да, очень хорошо, когда местные жители помогают приезжающим добровольцам восстанавливать Храмы в местах, где живут, но … мне казалось, что добровольцы-помощники должны помогать, когда не справляются местные. Но отнюдь не наоборот.
Это я к тому, что сохранить всю эту северную, и не только северную, красоту можно только в том случае, если в те края вернется жизнь. Когда там будут жить люди. И не время от времени, на пару недель в году, устав от городской жизни, а - постоянно. Когда у них там будут семьи, дети, хозяйство. Вот тогда там будет жизнь. И храмы восстановятся и отстроятся заново. Да и все остальное тоже будет. Иначе же … А для жизни нужен не только храм, но еще желательно водопровод, школа, рабочие места и много, много что еще.


Photobucket

Photobucket

Честно говоря, наблюдая такую картину в тридцатиградусный мороз, была немного шокирована. Это – реальность современной жизни центра города Каргополя. Полоскальня. Вода там, конечно, теплая по сравнению с воздухом, 0 градусов. Но смотря на эту картину невольно думаешь про стоимость жилья 200 р. в сутки с человека за ночь – с бельем постельным. Вот это вот и есть реальная стоимость, куда не включены траты на мощную стиральную машину, современный утюг и порошок с электричеством ...

Замечательный молодой и веселый батюшка в Большой Ш. Прекрасно рассказал про проблемы реставрации, про проект проектов реставрации колокольни, про то, что приход всего 10 человек, про приколы своего общения с реставраторами, в очередной раз посетоовал на отсутствие денег и приколы визитов реставраторов в их края … Молодец, батюшка. Снимаю шляпу перед людьми, живущими и выживающими в тех краях. И восстанавливающими церкви. Но все равно мои слабые московские мозги отказываются понимать как на доход в 1,5 тысячи рублей в неделю (6 тыс.р в месяц, если посчитать) при плате за электричество в 3 тыс.р. в месяц (со слов батюшки) и минимальных супсидиях можно там жить. А если посмотреть по сторонам, то как на эти деньги можно построить постоялый двор и конюшню – вообще не укладывается в голове. И уж совсем не могу понять, на что же все ж таки были выделены супсидии (про кем даже не спрашиваю) – на восстановление деревянной колокольни, на ее перестройку, на стройку жилого дома или приобщение местное население (про размер прихода прозвучала цифра в 10 человек) к культуре и вере … ?

Photobucket

Среди знаменитых Каргапольских игрушек очень знаменит Полкан. В данном случае я не буду вдаваться в подробности рассказанного нам о его происхождении в интерпретации наших экскурсоводов. Пусть сказанное ими останется на их совести. Я же перескажу школьный учебник С.К.Жегаловой «Русская народная живопись», 1984 г. (когда-то был рекомендован в качестве учебника дополнительного образования для учащихся старших классов … в ужасных бывших советских школах, где прививалось полное бескультурье и религия была в загоне).
«Полуконь-получеловек по имени Китоврас, или Кентавр, попал к нам вместе с библейским сказанием о мудром царе Соломоне.
Кентавр – родной брат Соломона, помогающий ему во всех делах. Русскому человеку образ Кетавроса полюбился не только своей необычностью: ведь и в былинах конь и человек всегда действуют заодно. В русских народных сказках Кентавр был наделен всеми достоинствами русского богатыря: силой, мужеством, быстротой – каждый скок его равнялся семи верстам; имя его Китоврас, непривычное для русского уха, сменилось на знакомое – Полкан».

Но как бы там ни было, игрушки Каргапольская – это что-то удивительное. Сохранилась эта игрушка благодаря Ульяне Ивановне Бабкиной, которая родилась в 1889 г. в деревне Глотовской (Гринёво) в семье потомственных гончаров. Гончарством, как и другими ремеслами, занимались в свободное от полевых работ время. Дети помогали старшим - готовили глину, дрова, постепенно осваивая секреты нелегкого ремесла.
В деревне Гринёво, где многие занимались гончарным делом, игрушки делали только два мастера – Иван Павлович Бабкин и Иван Васильевич Дружинин.
После смерти И.Б.Дружинина (в 1919 г.), только Ульяна Ивановна Бабкина в течение почти 20 лет продолжала лепить и расписывать глиняные игрушки на Каргополье.
Всю свою долгую жизнь – 89 лет мастерица прожила в родной деревне одна. Сажала огород, косила сено, «водилась» с соседскими детьми и лепила игрушки, обжигая их в русской печке, а потом ярко раскрашивала. Тем и жила…
(с использованием материалов сайта: http://каргопольская-игрушка.рф/?page_id=32)

Интерес к творчеству Ульяны Бабкиной, и к Каргопольской глиняной игрушке, вспыхнувший в 60 – е годы, способствовал возрождению промысла. К сожалению, я не запомнила всю историю возрождения игрушки. Так получилось, что одна из любителей-историков-искусствоведов (из Москвы) на свой страх и риск отвезла эти игрушки на выставку, где они были оценены на самом высоком уровне. С этого и началось возрождение игрушек.
В 1968 г. в Каргополе было открыто отделение сувенирного предприятия «Беломорские узоры», возглавил его потомственный гончар А.П. Шевелев. Первыми мастерами этого цеха были К.П. Шевелева, Д.В. Шевелев, С.И. Рябов, Дружинин.

Photobucket

И так уж получилось, что жили мы в квартире В.Д.Шевелева, одного из потомков тех самых Шевелевых. Они и в настоящее время продолжают свой промысел. Помимо квартиры у них есть небольшой музей-мастерская, где можно походить, посмотреть, купить игрушки, а также посетить мастер-класс и сделать игрушку или две самостоятельно. Впрочем, дом-музей, где мы побывали на экскурсии, не отапливается. Так что жить в нем ... хм … хм … Разве что в той комнате, где идут мастер-классы… или же вспомнить, что в дома когда-то была печь и ее можно топить.

Квартира под ключ – это то, что было надо. Первое, что бросилось в глаза в квартире – обилие книг. А еще там были картины. Картин много в музее, но больше всего понравилась та, что висела в квартире на кухне. Было в ней что-то такое, что цепляло, не смотря на банальность сюжета и я бы даже сказала некоторую наивность. Впрочем, квартира была не без некоторых местных приколов: проводка не позволяла включать чайник, который был любезно оставлен хозяевами, т.е. мы его, конечно, включали, но шанс загореться у нас был большой. И в последний день розетка таки начала немного оплавляться и дымиться. Про воду в колонке на улице молчу – это нормальное явление для города Каргополя. Как нам сказал хозяин квартиры, что если для него потратить тысяч 30 рублей на водопровод – проблем никаких, то остальные жильцы – пенсионеры, и для них эта сумма просто астрономическая.
Куда вел слив канализации сказать трудно, но запах в подъезде внушал благоговейный ужас и почтение. Зато это позволяло тренировать задержки дыхания – а что, тоже польза.
В доме было две печки, и нам даже любезно выдавалось по немногу дров, благодаря чему температура в квартире держалась на уровне градусов 15, но вот отсутствие банального утепления на окнах (хотя бы просто заклеить щели бумагой, если уж не утеплять хоть тем же поролоном или старыми тряпками) меня несколько обескуражило. Наверное, это такой способ натопить вселенную, чтобы на улице зимой потеплело.
А еще там экономилась электроэнергия за счет отсутствия работающей лампочки в прихожей.
Ну и самый большой шедевр нашего пребывания в квартире, который, к счастью, закончился благополучно, – это прорвавшаяся в туалете батарея, и гениальные слова хозяина дома, что это мы приехали, начали крутить все краны в поисках горячей воды, и вот потому проржавевшие трубы ( ни разу не ремонтировавшиеся со времени постройки дома) сломались, и он вынужден бороться с потопом. Впрочем, все это мелочи, которые можно не замечать за 200 р. в сутки. Поскольку за такие деньги у нас в самом деле было вполне адекватное жилье.

Photobucket

Школьный музей в Лядинах. Когда советовали его посетить, очень смущало название «школьный музей». В итоге же музей оказался просто удивительным. Создан он на полном энтузиазме всего одной учительницей и учащимися школы. Школа начальная, там же центр дополнительного образования, где школьники своими силами ткут полотна, расшивают национальную одежду, делают панно и различные предметы народного промысла. Там же нам рассказали про то, что школьники восстановили технологию создания местных набивных тканей. Вот этот момент с одной стороны вызвал настоящее уважение, а с другой … производство-то сильно ядовитое, связанное с реактивами с цинком и серной кислотой.
Ткани получаются просто удивительные.
Можно сказать, что мы были одними из последних посетителей этого музея. Сейчас он закрыт. Школа как школа там тоже не функционирует. Но это все тот же вопрос о главном – чтобы был музей, должны быть жители, должны быть дети, и просто должна быть жизнь. В лучшие времена в школе училось чуть больше десяти детей из окрестных деревень.
Там же, в этом музее у нас был обед. Обычная простоя еда, приготовленная из местных грибов, рыбы, картошки. Без изысков, но очень вкусно! Приятная простая здоровая пища.

Photobucket

Христорождественский Собор в Каргополе

Выставка небес из церквей окрестностей Каргополя, которые давно разрушились … Хотелось бы, конечно, чтобы это были не просто экспонаты, но хотя бы пару подписей – что за церкви, где были, когда и почему их теперь нет, ну и хоть что-то из информации. Так нет же. Даже общего списка нет. Сказали про то, что подобное рассказывают на экскурсиях, но … в общем, опять без информации. Нет на столько, что даже не знаю, что искать в сети, чтобы восполнить образовавшиеся пробелы. Зато там честно отработала отданные 50 р. за съемку, перефотографировав все, что можно, только … ну да, конечно … По возможности выложу все фото. Возможно, они пригодятся хотя бы тем, кто в этом разбирается.
А при выходе из музея меня остановил дядя с лопатой, сказав, чтобы я поднялась на второй этаж, что сейчас там будет молебен, а пока можно просто посмотреть.
Войдя внутрь, от вида иконостаса в прямом смысле этого слова снесло крышу. Такая красота, которую увидеть просто не ожидала. Полностью сохранившийся иконостас. Пятиярусный. Огроменный. Времени перед молебном было минут десять … А потом был мужской хор (неожиданно), свечи, в отблеске которых храм вообще приобрел непередаваемую атмосферу …
На молебне из всей нашей группы оказалось только три человека (угу … Я, Ольга и Вася). У остальных свои дороги, и они их провели в стороне ...
Разве что прокомментирую проповедь батюшки. Ожидала привычных такому случаю речей, когда уйти неприлично, а слушать … особенно, когда присутствует всего-то человек тридцать, не больше. А тут … а тут была настоящая историческая лекция, которой любой экскурсовод мог бы позавидовать. Сдается мне, что это было самое богатое информационное событие во время пребывания в городе. И если про историю более глубокую хоть кто-то и хоть что-то рассказывал, то про Каргопольлаг – кроме этого случая – ничего.
«… управление Каргопольского исправительно-трудового лагеря было образовано по приказу НКВД 16 августа 1937 года. До ноября 1940 года оно находилось в Каргополе, а затем было передислоцировано на станцию Ерцево Коношского района. … располагалось здание управления на месте Успенского женского монастыря. Обитель просуществовала здесь до 1927 года, а затем монахини были вывезены в неизвестном направлении. … Новые хозяева Красной горки перво-наперво сровняли с землей монастырское кладбище и разбили парк отдыха с волейбольной и танцевальными площадками. Платные концерты здесь давали сами заключенные. Несмотря на громкую музыку, во время танцев все равно были слышны звуки выстрелов: поблизости расстреливали зеков….»
(с использованием материалов сайта : http://www.pravdasevera.ru/print.html?article=24514)

Снимать в Соборе нельзя. Совсем нельзя. Выходя, мы попытались выяснить, можно ли найти фотографии с внутренним убранством. В итоге так и не нашли никаких фото или открыток – в каждой из лавочек ссылались друг на друга, в итоге фоток так и нет. Впрочем, найти фотографий внутреннего убранства Храма мне не удалось и в сети. Разве что описание и пара фото икон, но они, к сожалению, не передают атмосферу. Так что только описание, найденное на просторах сети.

Если обратиться к истории города, то время царствования Ивана Грозного было одним из самых благодатных для жителей Каргополя: вследствие грамоты царя на соляную монополию, торговля их расцвела, они разбогатели.

Именно в это время был заложен Храм, который должен был символизировать богатство и величие славного торгового города. В 1562 году он был торжественно освящен. Город в то время насчитывал 523 жителя. И в городе было несколько деревянных церквей. К собору был перенесен торг. Около него сформировалась главная торговая площадь, и впоследствии – ее архитектурный ансамбль.
В 1652 году два дня в Соборе пребывали мощи Филиппа-митрополита, перевозимые в Москву из Соловецкого монастыря будущим патриархом Никоном. 20 июня того года они были «встречены каргопольскими священниками с крестами и множеством народа на водах реки Онеги за две версты от города, и тогда же внесены в соборный храм, где перед ними отслужен Никоном молебен…» Филипп, задушенный Малютой Скуратовым по приказу Ивана Грозного, был торжественно канонизирован. Царь Алексей Михайлович просил у его гроба прощения за грехи прадеда. Северный придел собора был назван в честь небесного покровителя царя и нового святого.

После пожара 1765 года Храм был восстановлен только к 1802 году. Именно на это время приходится устройство в верхнем летнем храме пятиярусного иконостаса. Верхний ряд – праотеческий, ниже по порядку: пророческий, деисусный праздничный и местный. В местном ряду справа от царских врат расположена икона Успения Богоматери. Из росписи собора сохранился лишь фрагмент фрески на западной стене, с изображением страшного суда.

На ближнем к входу южном столпе собора расположена икона "Страшный суд". На теле чудовища, выползающего из геенны огненной, можно прочитать название человеческих грехов: пьянство, блуд, тщеславие, лихоимство, лжесвидетельство, сребролюбие, чревоугодие, гордость, осуждение, ярость, кровосмешение, ограбление, убийство, неправда, объедание, скупость, гнев, чародейство, идолослужение, лакомство и другие.

Напротив иконы "Страшный суд", на северном столпе после ее обретения и временного пребывания в Новгороде некогда размешалась чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Известны случаи исцеления от этой иконы. Большинство икон, роспись массивных дверей храма выполнили знаменитые северные иконописцы братья Богдановы-Карбатовские.

Кронштейн внутри центрального барабана в виде руки, держащей цепь, на которой раньше было подвешено паникадило.
(с использованием материалов сайта: http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=arkhangelsk&page=3)

Христорождественский собор – летний. На сколько постоянно он открыт летом – не знаю, но вот зимой его открывают только на Рождественский молебен. И сразу после него закрывают. Так что нам очень повезло, что мы туда попали. Это то, ради чего даже одного стоило поехать в такую даль.

Photobucket

Ну, и пару слов про Лачо-тур. Я так понимаю, что у них некоторая монополия на туристические услуги в их районе. Да, бесспорно, это удобно, когда во время экскурсии у тебя есть организованный обед, когда есть оговоренное время возвращения и можно планировать вечерние мероприятия, когда поиски того, кто бы тебе открыл часовню лежат на экскурсоводе … но, если уж откровенно, то это не стоит того, чтобы тебя торопили без возможности пообщаться или посмотреть на объекты не только с одной протоптанной дорожки. Из двух экскурсий одна была вообще никакая. С таким же успехом можно было бы распечатать по полстранички текста из интернета и раздать листочки в автобусе. Возможно, я уже становлюсь сильно привередливой, но платить деньги лачо-туру – не стоит. Если нанять машину, или ехать на своей, то поездка обойдется в ту же сумму (если не дешевле), но степеней свободы передвижения будет сильно больше.

Ну и немного про то, где можно поесть в Каргополе. Первый наш обед состоялся в кафе Арго (?). Вроде с названием не перепутала. Цена за обед около 250 р. Хотя еда была условно съедобная - в мясе много жил и жира, солянка с претензией, но ... говорят, там была хорошая рыба и картошка.

А вот в кафе при гостинице Каргаполочка кормят в самом деле хорошо. Обед с первым, вторым, третьим, глинтвейном, сладким и кофе обходился меньше, чем в 300 р. Порции достаточно солидные. И еда - вкусная. Так что рекомендуется!

Дальше будут картинки с красотами тех мест, где побывали …

(продолжение следует)

Tags: Каргополь, путешествия, фото_3
Subscribe

  • (no subject)

    Одна часть френдленты про Украину с Россией. Вторая часть френдленты про Россию с Украиной. Даже и не знаю, какая лучше. Но читать не хочется обе ...…

  • Иоаннов день (Купала). Литва. Нида.

    Неделя близится к последнему рабочему дню, солнышко днем радует осенним теплом, осень приближается к повороту на зиму, потому очень хочется вспомнить…

  • Субботний позитив. Толстушки от Emilio Casarotto.

    Солнышко начинает проглядывать все чаще. И все чаще во френдленте появляются размышления на тему, чтобы такое съесть, чтобы непременно похудеть.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • (no subject)

    Одна часть френдленты про Украину с Россией. Вторая часть френдленты про Россию с Украиной. Даже и не знаю, какая лучше. Но читать не хочется обе ...…

  • Иоаннов день (Купала). Литва. Нида.

    Неделя близится к последнему рабочему дню, солнышко днем радует осенним теплом, осень приближается к повороту на зиму, потому очень хочется вспомнить…

  • Субботний позитив. Толстушки от Emilio Casarotto.

    Солнышко начинает проглядывать все чаще. И все чаще во френдленте появляются размышления на тему, чтобы такое съесть, чтобы непременно похудеть.…