tananta (tananta) wrote,
tananta
tananta

Categories:

Костер (Купала 2009)

И вот, наконец-то – большой костер. Идем зажигать …

Photobucket

Дальше – несколько фоток, снятых на ходу, не выходя из хоровода и не разрывая круга, в темноте, без вспышки и на длинных выдержках.



Вот он, костер. Кульминация праздника.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Хоровод вокруг костра водили достаточно долго. За это время костер прогорел как минимум вдвое. Хоровод же, подобно течению реки, то ускорялся, местами переходя на бег, то затихал, практически замедляясь и останавливаясь, давая секундную передышку. Менялось и направление хоровода: он то удалялся от центра так, что едва хватало рук, то змейкой проходил в опасной близости от обжигающего пламени, и тогда было ощущение, что если остановиться, то можно опалиться. Спасало только движение. При этом круг разрывать нельзя. Считается, что тех, кто разорвет круг, ждут несчастья на протяжении следующего года.

И вот, когда костер прогорел практически на половину, перешли к обряду скатывания колеса. Колесо в идеале делается из дерева, и число спиц должно быть восемь. Колесо следует катить вниз по склону, в реку. Основной символ этого действа – кульминация свадьбы Огня и Воды – единение стихий.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Дальше пускали по реке корабль и свечи … К сожалению, кадры, снятые со вспышкой мне не нравятся, а плывущие по реке огоньки без вспышки на сколько интересно смотрелись вживую, на сколько никак выглядят на кадрах.

Photobucket

Здесь буквально пару слов про купание. Купались. Правда, не все. Может, виной тому была нежаркая погода, а, может, и еще что. Но в воду вошло, скорее, меньшее число участников, хотя купанию на заре приписывается очистительная сила, когда человек как бы смывает с себя всю хворь. Этой цели служит и купание в росе, сбор росяной воды и последующее омовение ею. Однако, купание на рассвете таит в себе некую опасность – не спит водяной, и есть реальный шанс с ним познакомиться. И худо будет тому, кто его повстречает.
И в эту же ночь не спят не только гуляющие, но и – русалки. И вот, чтобы оградиться от русалок, в воду бросают крапиву. Пущенные по воде венки также несут двойной смысл: с одной стороны – это гадание, а с другой – задабривание русалок. Если венок поплыл по реке, то девушку ждет замужество, если же пристал к берегу – быть еще год одной.

После того, как желающие искупались и немного обсохли и созрелись у костра, а те, кто оставался на берегу - напелись песен, еще не собирающиеся спать двинулись назад, на гору, где уже практически прогорел купальский костер, и стало возможным прыгать через огонь.
Про прыжки через огонь есть несколько трактовок. Самую интересную, которую слышала, что с этим ритуалом связан самоотбор жертвы богам. Но как бы там ни было, а самое распространенное мнение, что огонь так же как и вода относится к ритуалам очищения, когда человек как бы освобождается от всего плохого. Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее. «Огонь очищает от всякие скверны плоти и духа…» В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора.
Через костры прыгали как по одному, так и парами.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

При этом прыгающие парами не должны расцеплять рук. Считается, что если руки расцепляются, то союз будет непрочным. Если же прыжок удачный, то и союз будет удачным. Чем выше прыжок и чем меньше касаешься пламени, тем более счастливая и удачная жизнь ждет в дальнейшем.

Светает …

Photobucket

Вот так вот незаметно и закончилась самая короткая Купальская ночь. Наверное, рассказывая про нее имело бы смысл немного побольше поговорить про «зеленую магию», про то, что купальские обряды просто пропитаны мистерией. И, как то ни странно, там уживаются гадание и ворожба с очищением и защитой от любых действий. Возможно, имело бы смысл рассказать про Русалии, возникновение которых исторически связывают с голодом начала XIII в., когда наблюдался всплеск язычества. А может надо было бы поподробнее рассказать про истории цветения папоротника. Но делать этого совершенно не хочется. Легенды и истории … Они еще будут у меня появляться… А все остальное … Все остальное укладывается в то, что совершенно не важно во что верят все остальные, важно – во что верите вы. И вам решать – принимать реальности купальской ночи как реальность, или отнестись к ней как к ролевой игре или красивой сказке, каким-то чудом заглянувшей в обыденность современной жизни. Это ваше сознание!
Tags: Купала_2009, культура, репортаж, традиции, фото, язычество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments