tananta (tananta) wrote,
tananta
tananta

Часть 1. Дорога …

Поездка в Муром планировалась давно, но все время по каким-то причинам откладывалась или отменялась. И вот, совершенно другим составом, по совершенно другому маршруту – едем. Место, в которое мы держим путь окружено мифами и легендами, но о них – позже. Пока же – дорога, которая в итоге оказалась совершенно не такой, как хотелось – более длинной и долгой, с остановками не там, где планировали и с осмотрами совершенного не того, что планировали … В общем, читайте сами …

Гусь-Железный

Остановка не планировалась. Привлек внимание вид церкви с трассы …
Photobucket

Свернули с дороги. Помимо церкви внимание привлекла небольшая стела, поставленная, если верить табличке совсем недавно, в этом (2008) году, «в честь 250-летия основания железоделательных заводов и поселка на реке гусь».



Photobucket

«… места эти издавна считались богатыми железной рудой. Так что необычное название городка объясняется довольно просто. Чугуно-литейное производство возникло здесь в XVIII веке. Родоначальником семьи горнозаводчиков Баташевых считается тульский кузнец Иван Тимофеевич Баташев, начавший строить заводики на реке Тулице, а позднее и в Медынском уезде. Заводы унаследовали сыновья, Родион и Александр. После смерти Александра все чугунолитейное дело Баташевых перешло в руки Родиона. Его сыновья, Андрей и Иван, активно расширяли производство. Во Владимирской губернии они основали два завода: Унженский - в 1755 году, и Гусевский - в 1758. Несколько позже (1766) они построили Выксунский и Велетменский заводы в Нижегородской губернии (завод в Выксе существует до сих пор). Затем они основали Илевский, Пристанский и Железницкий заводы. В 1783 году весь род Баташевых был возведен в дворянское достоинство. В этом же году между братьями был произведен раздел имущества. Гусевский завод достался Андрею Родионовичу, а после его смерти законные и незаконные дети еще долго делили наследство. Андрей Баташев решил устроить в Гусе Железном свою резиденцию, размахнувшись по-барски. Главный дом, длинное прямоугольное здание со скромным портиком, настолько вытянут в длину, что ходили слухи, будто один конец дома выхот в Рязанскую, а другой - во Владимирскую губернии. Славившийся своей жестокостью и необузданностью владелец был таким образом как бы недосягаем для администрации обеих губерний.»

На момент нашего пребывания в поселке про историю поселка ничего не знали, так что даже мысли не возникло пойти посмотреть на остатки барской усадьбы …

Все же наше внимание было приковано в Церкви, которая нас просто поразила своими размерами, чем-то напоминая старый замок, особенно, если подойти вплотную к стенам.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Во время нашего пребывания церковь была закрыта, хотя через открытые решетки можно было увидеть частичку внутреннего убранства.

Photobucket

Ну и, конечно, мозаику при входе …

Photobucket

« … Постройку Троицкой церкви приписывают Андрею Родионовичу, но при нем она могла быть только заложена, да и это спорно (если год его смерти действительно 1799, а год закладки храма - 1802). Конечно, в любом случае нельзя исключить возможную роль Андрея Баташева как заказчика проекта. Достроен храм был лишь в 1847-1868 годах. Столь долгий срок строительства мог внести значительные коррективы в первоначальный проект, что еще более затрудняет атрибуцию этого памятника, и уже традиционный для подобных построек вопрос "Баженов - не Баженов", как всегда, остается без определеного ответа. Каких-либо документальных подверждений "баженовской" гипотезы вроде бы нет (разумеется, речь может идти только о первоначальном проекте - Баженов скончался в 1799 году, еще до закладки храма). Ссылки на работы великого зодчего для Баташевых в Москве сейчас звучат не очень убедительно - считается, что приписываемый ранее Баженову дом Баташевых на Яузской улице построен на самом деле Родионом Казаковым (возможно, при участии М.П. Кисельникова). Троицкому храму, конечно, недостает той особой баженовской легкости и совершенства пропорций, однако это объяснимо, если учесть долгую и, вероятно, трудную историю его строительства. Так что ... все может быть.

К главному дому усадьбы примыкали сады (один из них носил название "сад ужасов") и дворовые постройки. Все это было обнесено толстой кирпичной стеной с башнями и бойницами. Высота стены достигала 5-7 метров. Вся жизнь протекала за закрытыми воротами. Под домом и садом были вырыты многочисленные подземные сооружения (подвады, подземные ходы, тюрьмы). С чем была связана ночная тайная жизнь баташевских подземелий до конца неясно. Известно, что Андрей Родионович был масоном, к нему приезжали другие члены ордена. Для подобных целей были секретные помещения в доме. Большей известностью пользуется легенда о чеканке в подземельях фальшивых денег. Ходили слухи, что прознав о готовящейся правительственной ревизии, Баташев просто засыпал входы в свой "монетный двор", погребя заживо несколько сотен работавших там людей. Начало существования Гуся Железного, как и вся жизнь Андрея Родионовича Баташева, окутано легендами. Достоверно неизвестно, когда точно сооружены первые постройки городка, даже год смерти его страшного хозяина варьируется в литературе от 1799 до 1825. Так что Гусь Железный довольно необычнное место , овеянное мрачными легендами.» (Вагнер Г.К.,Чугунов С.В. Рязанские достопамятности. М., 1989. 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. М., 1995. Низовский А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России. М.,2003 - взято на сайте http://www.proselki.ru/topics/gus_zhelezny/gus_zhelezny.topic.htm)


__________

Рядом с церковью сидела группа рабочих. И хотя они изъявили желание оказаться на одном из кадров, перспектива прославиться через всемирную паутину их не вдохновила. Зато среди них один оказался достаточно разговорчивым – активно интересовался, что это мы вообще сюда приехали, откуда и куда направляемся. Искренне удивился, что неужели же это может быть интересно москвичам. А потом рассказал, что Храм – действующий, что если бы мы приехали позже вечером, то попали бы на службу, хотя он сам внутри пока еще не был, поскольку только три дня как они приехали их Косимова. Про внешний вид церкви сказал – да, впечатляет размером, но очень на любителя. Зато начал нахваливать церковь, которая расположена всего в пяти-шести километрах, правда, если немного вернуться назад и свернуть с основной дороге. Но зато на той церкви очень много украшений. То, что он имел в виду, я только предположила, мне было сказано, что «там много резных колонн и фигурок». Объяснить что-то более детально он не смог, хотя съездить туда очень и очень рекомендовал …
Поблагодарив за интересный рассказ, решилась предложить съездить посмотреть на церковь остальным участника. Инициатива была поддержана. Едем!

Но … прежде была устроена первая часть фотосессии!
Женя! e_nik Именно с ее легкой руки на следующий день начали фотографироваться в народном костюме, пока же – искренне немного завидовали на сколько костюм вписывался в окружающую обстановку. Особенно это было заметно в следующем месте – Погосте.
Photobucket
____________

Гусевский Погост

Как только увидели даже не церковь, а весь ансамбль – чувства были двоякие. С одной стороны ожидали чего-то еще, а с другой … чем дольше мы гуляли внутри церковных построек, тем более органично и гармонично они воспринимались, не смотря на то, что они очень сильно отличаются друг от друга по стилю. Общее ощущение пребывания там – параллельный мир. Более того, пока были там, не видели практически не одного человека, если не считать двух наемных работников, безмолвно наблюдавших за нами с крыши, которую чинили …

Photobucket

«В исторических источниках более старого периода Погост называется "Гуским" или "Гуським". Точное время возникновения поселения неизвестно, но в XVII веке здесь уже были две деревянные церкви и свой торг, что говорит о довольно высоком статусе населенного пункта. Торг был заведен самовольно, "оприч Касимова", касимовский царевич Сеит-Бурхан Арсланович выражал свое недовольство, о чем и "бил челом" государю. Однако Гусевский Погост продолжал процветать. В 1734 году началось возведение белокаменной Преображенской церкви.»

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Вместе с Преображенской церковью в едином ансамбле стоит колокольня. Именно ее украшают многочисленные лепнины, колонны и фигурки.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Никольская церковь.
«В 1771 году рядом с незавершенной Преображенской была возведена Никольская церковь. Не совсем понятны мотивы начала нового масштабного строительства в непосредственной близости долгостроя, но видно на то были свои причины...»( Вагнер К.Г., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности. М.,1989. по сайту - http://www.proselki.ru/topics/gus_pogost/gus_pogost.topic.htm).
Photobucket

Photobucket

Photobucket

Часовня

Photobucket

А еще там вовсю цвели маки. Настоящие. Красные. И это в августе-то … Сорт чтоли какой особый?

Photobucket

__________

А еще там в селе встретили оригинальный вид транспорта …
Photobucket

___________

Касимов

Именно из-за Касимова мы поехали этой дорогой из Москвы. В город попади уже в четвертом часу вечера и с большой надеждой посмотреть мечеть и минарет … Ага. А вот не судьба! Не нашли ее сами, а спрашивать почему-то не стали.
Дорога вывела нас сюда … на улицу ведущую к Вознесенскому собору.
Photobucket

И тут … совершенно случайно зашли мы в небольшой музей – музей самовара. Поразила уже цена – 20 рублей. Первая мысль была, что сейчас за эти деньги нам предложат выставку из десятка собранных в окрестных домах самоварах коим лет сто-сто пятьдесят, и на том все и закончится … Не тут-то было! Стоило нам войти в зал с выставленными экспонатами, как нас буквально втянули в интереснейшую экскурсию больше чем на час ("А вот и еще пришли. Подходите сюда, вам это будет очень интересно"). Проводила ее женщина, уже почтенного возраста, но одетая в легкий светлый летящий костюм и шляпу, что придавало ее виду дополнительный аристократизм. Манера же рассказывать и обращение к каждому … мы оказались в прямом смысле этого слова погруженными внутрь многочисленных историй - про дагестанскую резьбу на самоваре, масонские самовары, отображение языческих богов в самоварах, самовар "борьба добра со злом", самовар, приготовленный в подарок царю, но не подаренный, ибо сюжет, представленный в украшениях, был несколько фривольный … историй было столько, сколько экспонатов. Центр же коллекции составляет самовар, подаренный мастером-владельцем мастерской на свадьбу своей дочери. Женщина рассказала, что этот самовар никогда не чистят, но при этом сохраняет свой первоначальный блеск. Еще секрет самовара, что пока в доме все хорошо, все видят свое нормальное отражение, а когда супруги начинают «друг другу рога стругать», все начинает видится вверх ногами – и там на самом деле полоса на уровне ручек, сделанных из простого дуба, в котором все отражается вверх ногами … Говорят, приходящие в музей, загадывают около этого самовара желание, и оно сбывается.

Рассказала она потом немного про узоры на висящих на стенах ширинках …

Мелькнула у меня там мысль немного пофотографировать самовары, да и саму женщину, да и цена, которую просят за съемку – всего 50 р. Но потом раздумала … Когда же уходили, почему-то дружно зазвали женщину феей, но не той, привычной, что в сказках про золушку, а кем-то типа Фата Морганы …

И вот именно с таким настроением пошли гулять по вечернему городу …

Церковь Успения
Photobucket

Вознесенский Собор
Photobucket

Photobucket

Photobucket

Набережная

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Храм Благовещения
Photobucket

А вот в Храме очень бросилась в глаза благожелательная атмосфера. На столько добрая и благожелательная, что, пожалуй, такого давно не встречала. Народу было мало – всего несколько бабушек, но к нашему появлению отнеслись по принципу – если пришли, значит вам сюда надо, и вам здесь рады.

В целом же в Касимове посмотрели очень мало. Значительно меньше того, что хотели, совсем не то, что хотели и совсем не там. Наверное, это повод приехать туда еще. Причем приехать, пока он не стал туристическим центром. В его спокойствии есть что-то, что теряется, когда появляются толпы туристов и развитая туриндустрия ….

Однако, нам надо ехать дальше.

Муром

Сам город мы в этот день не увидели. Проезжали мимо уже на закате.
Photobucket

Photobucket

Место нашей предполагаемой ночевки – оз. Свято. До него еще 30 км … И это – отдельная история …

(продолжение следует)
Tags: Муром, путешествия, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments